Что такое кофе-брейк
Далеко не каждый человек хоть раз в жизни посещал конференции, тренинги, семинары, но трудно найти кого-то, кто хоть размыто не представлял бы значение слова кофе-брейк. Что это – церемония, преисполненная официоза светских мероприятий, или дружеский перекус, сродни урезанного школьного обеда? Скорее, ни то и ни другое. Кофе-брейк – отдельная традиция со своей историей и неписанными правилами, которая давно ушла в массы и осела на разных уровнях. Она способна «разбавить» как высокоинтеллектуальное бизнес-совещание, так и самое простецкое собрание по интересам.
Содержание:
Понятие кофе-брейк
Кофе-брейк на английском буквально обозначает «кофейный перерыв». Он включает в себя не только кофейную «составляющую», но и легкие закуски, что позволяет восстановить силы и пообщаться в непринужденной обстановке. Это мероприятие напоминает фуршет: участники также могут свободно перемещаться и сами себя обслуживать. Отличие в том, что фуршет длится дольше, проводится обычно после официальной части и включает большее количество блюд, спиртных напитков.
История кофе-брейк начинается с XIX века. Впервые мероприятия начали проводиться в Америке благодаря женам иммигрантов, работающих в городе Стоутон (штат Висконсин). Изначально кофейные перерывы были связаны с отдыхом рабочих и не имели никакого отношения к бизнес-встречам, конференциям, тренингам. Но с середины 50-х годов в США начала проводиться активная кампания по рекламе кофе, и понятие «coffee-break» стало визитной карточкой крупнейшей компании «Панамериканское бюро кофе».
В популяризации кофе-брейк были задействованы даже психологи (к примеру, Б. Уотсон из кофейной компании «Максвелл Хауз»). В итоге американская культура к 70-м годам полностью «передала» это понятие европейской культуре. Оно приобрело более широкий смысл, перестало ассоциироваться с обеденными перерывами рабочих. В отечественной культуре понятие кофе-брейк начало укореняться с начала 2000-х, с появлением частного бизнеса и стремлением отдельных предприятий организовать собственную корпоративную культуру и культуру ведения переговоров.
Несмотря на трансформации смысла и целей мероприятия, американцы чтят традицию и с 1880 г. до сих пор ежегодно в городе Стоутоне устраивают международный фестиваль «Кофе-брейк Стоутон». Примечательно, что в Англии есть аналогичная традиция, но главную роль в ней играет не кофе, а чай.
В каких случаях используется
Во всем мире кофе-брейк очень распространен из-за простоты организации, обслуживания и экономности. Он может не исключать обеденный перерыв, к примеру, в офисе или же быть единственной «съедобной» программой для конференции. Такой перерыв используется для разгрузки во время интенсивной умственной работы. Серьезные темы переходят в русло непринужденной дружеской беседы, во время которой не редко возникают новые идеи. Чаще всего к кофейной паузе прибегают:
- на научных конференциях, симпозиумах, презентациях;
- в бизнес-среде во время ведения переговоров, совещаний, деловых встреч;
- в офисной среде среди работников (одна из самых распространенных форм, которая предполагает в том числе индивидуальный пятиминутный перерыв на кофе или тайм-аут без отрыва от рабочего места, что отклоняется от классических норм мероприятия);
- тренинги, семинары;
- нередко кофе-брейк используют в ученической или студенческой среде во время брейн-рингов, мозговых штурмов.
В программе указан кофе-брейк. Что это значит? Это значит, что обязательно будет короткий перерыв, в который можно расслабиться, выпить кофе, съесть конфету или печенье, собраться с мыслями и дальше продолжать работать мозгами.
Правила проведения
Строгого устава для проведения кофе-паузы нет, однако существует несколько общих положений, соблюдение которых считается хорошим тоном:
- кофе-брейк нужно проводить в отдельной от «рабочей» комнате, чтобы участники могли почувствовать смену обстановки, отдохнуть, а в случае отсутствия таковой — уголок для кофе-брейк в «рабочей» зоне должен быть выделен другой мебелью, дизайнерскими решениями;
- поскольку кофейная пауза предполагает самообслуживание, для расстановки кофе (чая, сока) и закусок используют фуршетные столы, а чтобы не стоять все время на ногах, участникам нужно предоставить возможность присесть за коктейльные столики;
- ограничений по количеству участников нет, однако по времени кофе-брейк не должен занимать больше получаса;
- важно не ошибиться, заказывая десерты: цель мероприятия не предполагает накормить гостей до отвала, поэтому расчет стоит проводить исходя из того, что больше 500 гр. еды не человека не понадобится, она должна быть легкой и не помешать дальнейшей работе;
- кофейный перерыв проводят в дневное время после каждых 2-3 часов работы;
- для гостей кофе-брейк бесплатен, это угощение от организатора.
Для проведения корпоративных кофейных тайм-аутов часто прибегают к услуге кейтеринга. Опытные сотрудники выездных ресторанов могут все организовать и сервировать по высшему классу. Стоимость таких услуг варьирует от 500 до 3000 рублей на человека.
Примерное меню
Меню может отличаться в зависимости от статуса гостей и концепции официальной части. Кроме того, оно может включать спиртные напитки, а также закуски-деликатесы. По большей части, все зависит от того, на какую сумму рассчитывает организатор.
Традиционное
Самый простой и дешевый вариант. Он включает сам минимум:
- кофе, чай в пакетиках;
- как добавка – молоко, сливки, сахар, лимон;
- закусить можно бутербродами, печеньем, кексами, канапе.
Желательно включить в меню сладкое, ведь оно положительно влияет на работу мозга. Но стоит учесть, что среди гостей могут быть диабетики.
Эконом
Выбор блюд значительно больше, чем в традиционном варианте, однако никаких излишеств:
- кофе, чай в пакетиках, кроме того – соки, вода;
- маленькие бутерброды (овощные, рыбные, мясные, сырные), сэндвичи;
- главный козырь эконом-варианта – небольшие порции салатов на тарелках (с куриным филе, грибами, овощами);
- самые разные канапе;
- можно прибавить круасаны и конфеты.
Обязательно нужно иметь в наличии салаты без мяса. Ведь среди гостей могут быть вегетарианцы.
Премиум
Отличается не только разнообразием меню, но и качеством кофе, стоимостью закусок, особенностями сервировки. Помимо того, что входит в эконом-вариант, включает:
- нарезки из фруктов;
- небольшие пирожные, пирожки;
- эксклюзивные корзинки с кремом, ягодами;
Традиционный кофе-брейк не включает спиртных напитков. Эконом и премиум могут включать глинтвейн, коньяк (как добавку к кофе).
Организовать кофе-брейк не так уж сложно и дорого, но впечатление от него может значительно разрядить обстановку. Не случайно кофейные перерывы так популярны как в научных или бизнес-кругах, так и среди офисных работников. Может быть теперь, зная не только как называется перерыв на кофе, но и особенности его проведения, стоит предложить начальству внедрить в корпоративную политику обязательный кофе-брейк?